Екатеринбург (Ухтомская 3): +7 (343) 287-55-05 Ежедневно 8:00-20:00
Нижний Тагил (Карла Маркса 99): +7 (3435) 923-555 ВТ-ВС 09:00-19:00
Екатеринбург (Ухтомская 3): +7 (343) 287-55-05
Ежедневно 8:00-20:00
Нижний Тагил (Карла Маркса 99): +7 (3435) 923-555
ВТ-ВС 09:00-19:00
Наверное, ни одно заболевание на протяжении своей истории не обрастало таким количеством мифов, как эпилепсия. Эта болезнь является такой же древней, как само человечество. Даже в современном мире, несмотря на общедоступность практически любой информации, существует ряд мифов об эпилепсии, которые тяжело преодолеть.
Миф № 1: «Эпилепсия – наследственное заболевание, и эпилептик рождает эпилептика».
Наиболее частый вопрос, с которым обращаются пациенты с впервые установленным диагнозом эпилепсии – «Доктор, откуда у меня (у моего ребенка) эта болезнь? У нас в семье никто никогда эпилепсией не страдал». Представление об эпилепсии, как о наследственной болезни, просуществовало очень долго. Например, в США вплоть до окончания второй мировой войны в некоторых штатах существовали законы, запрещающие вступать в брак с эпилептиками. В действительности большинство форм эпилепсии не являются наследственными. Например, при идиопатических формах существует наследственная предрасположенность. При этом риск рождения больного ребенка, если один из родителей болен эпилепсией, составляет не более 5-8%. При эпилепсии деторождение не рекомендуется только при статусном течении заболевания, слабоумии, психических расстройствах или по социальным показаниям.
Миф № 2: «Эпилепсия – неизлечимое заболевание».
В настоящее время, согласно мировой статистике, применение современных антиконвульсантов позволяет избавить от приступов 65% больных и существенно уменьшить количество приступов ещё у 20%. Лишь не более 15% пациентов являются резистентными к лечению.
Миф № 3: «Эпилепсия – психическое заболевание, и люди, которые страдают эпилепсией, отличаются от других людей. Они очень жестокие, среди них много преступников».
В действительности, эпилепсия вызывается не психическими, а физиологическими причинами (избыточной нейрональной электрической активностью), и люди с диагнозом эпилепсии страдают психическими расстройствами не чаще любых других людей. До середины позапрошлого века не существовало практически никакого лечения эпилепсии, и при эпилептических приступах люди нередко получали черепно-мозговые травмы в результате частых падений. Именно поэтому у многих больных с систематически повторяющимися судорожными припадками наблюдалось снижение интеллекта, перепады настроения, агрессивность. Позже, в конце XIX века, единственным противосудорожным лекарством был препарат брома, а в начале XX века появился фенобарбитал. В это время еще невозможно было следить за концентрацией препаратов в крови, а оба эти препарата имеют склонность к накоплению (кумуляции) в организме. Именно избыток лекарственных препаратов мог приводить к торможению умственной деятельности и даже к снижению интеллекта. В настоящее время известно, что нарушения в поведении и умственной деятельности при эпилепсии возникают при длительном течении заболевания, изначально тяжелом органическом поражении мозга и неадекватном лечении. Современные лекарственные препараты, подобранные врачом-эпилептологом с учетом формы эпилепсии и характера изменений на ЭЭГ, не оказывают отрицательного воздействия на умственные способности и улучшают социальную адаптацию за счет купирования приступов. Больные, страдающие эпилепсией, могут вести активный образ жизни, посещать детские сады и школы, работать, соблюдая лишь разумные ограничения.
Миф № 4: «Эпилептический припадок — это потеря сознания, судороги, пена изо рта и прикус языка».
Генерализованный судорожный приступ — это только один из многих типов эпилептических приступов. Помимо него существуют абсансы — короткие эпизоды отключения сознания с замиранием взгляда, которые не сопровождаются ни падением, ни судорогами, сам больной их не замечает, а окружающие могут принять просто за задумчивость. Парциальные приступы очень разнообразны. Это и судороги в определённой группе мышц без потери сознания, и галлюцинации в виде неприятных запахов, звуков, кругов и геометрических фигур перед глазами, вспышек света. Припадки могут выглядеть как приступы болей в животе, паники, ощущения «уже виденного», приподнятого настроения, и даже такие сложные состояния как трансы, когда больной совершает на вид вполне осмысленные действия, находясь в изменённом состоянии сознания. Эпилептическим приступом может оказаться любое состояние, которое повторяется несколько раз, всегда одинаково, спонтанно и кратковременно.
Миф № 5: «Противоэпилептические препараты имеют множество побочных эффектов, принимать их опасно».
Действительно, препараты для лечения эпилепсии достаточно сильнодействующие, но не купированные приступы гораздо опаснее. К тому же современные лекарства имеют гораздо меньше побочных эффектов. Они не влияют на психические функции и не вызывают привыкания. Под наблюдением врача дозу препарата медленно увеличивают с минимальной до эффективной, чтобы снизить вероятность нежелательных реакций.
Миф № 6: «Если ребёнок возбудим, у него частые истерики, и он «закатывается» при плаче — это значит, что у него разовьётся эпилепсия».
Это заблуждение распространено даже среди педиатров, и в российских поликлиниках детям с аффективно-респираторными приступами часто назначают противосудорожные препараты. На самом деле возбудимость и потеря сознания при плаче ничего общего с эпилепсией не имеют. Вероятность развития эпилепсии у возбудимых детей такая же, как и у всех остальных. Прием же ненужных в данном случае противосудорожных препаратов не пойдет на пользу молодому организму. Поэтому, если любой врач, который не является эпилептологом, хочет назначить вам антиконвульсанты, то следует проконсультироваться по поводу данного назначения с неврологом-эпилептологом.